Популярно о чаевых
- Вторник, 27.08.2013, 4:21
- Советы
- Нет комментариев
Такое приятное персоналу слово как «чаевые» своим появлением исторически обязано восхитительному горячему напитку. Но если чайным традициям уже более тысячи лет, культуре оставлять чаевые всего пара-тройка веков.
И началось все с легенды о происхождении английского слова tip: когда голландские купцы впервые привезли в Англию чай, фунт чая тогда стоил порядка 100 долларов, что сделало его напитком высшего общества. Так, в 30-х г.г. XVIII в. среди высшего света Англии было популярно проводить послеобеденное время в особых «чайных садах» (“tea gardens”). Это были небольшие цветочные сады, с музыкой и танцами. Они открывались в мае и принимали посетителей вплоть до начала дождливой осенней поры. На столиках стояли маленькие деревянные коробочки с надписью «Т.I.Р.» (“То Insure Prompt”), то есть «в обеспечение быстрого обслуживания». Посетитель, желая получить горячий чай и как можно быстрее, бросал в коробку монету. Так зародилась западная культура оставлять чаевые, а слово tip перекочевало в ресторанные счета многих стран мира в различных языковых вариациях.
Сегодня, в отличие от XVIII в., чаевые служат не просто катализатором обслуживания, но и знаком благодарности. Причем благодарности в большинстве заведений добровольной. То есть у кого-то может эта воля быть, а у кого-то нет. И несмотря на хорошее обслуживание и повышенное внимание, сытый довольный гость улыбнется, скажет: «Спасибо!», и уйдет. На спасибо персонал не проживет.
Таким образом, возникает вопрос — может, стоит включать чаевые в счет? Это зависит от позиции управленцев. Многие рестораторы включают чаевые (как правило 10%) в счет, объясняя это тем, что официант — тоже человек и хочет нормально зарабатывать. Дополнительная строчка в счете является неким гарантом того, что он получит свой дополнительный заработок, так как в ином случае далеко не факт, что клиент действительно оставит чаевые. Да, легко согласиться, что это придает стабильности его положению. С другой стороны — а не станет ли он работать спустя рукава, осознавая, что и без всяких усилий получит свой заработок? Консультанты из кафе «Пилигрим» (piligrimcafe.ru), считают, что в таком случае включение чаевых в счет целесообразно и справедливо лишь для тех заведений, где за обслуживанием гостей следят внимательно сверху, а хорошее обслуживание — это не просто приятная неожиданность и личная инициатива официанта, но и визитная карточка заведения. Жесткая дисциплина, полное погружение в сервис — вот что оплачивается чаевыми в данном случае. Но пока сервис и общепит является лишь подработкой для молодых людей, увы, подобной системы не появится. Реальное положение дел в ресторанном бизнесе на местах таково, что далеко не все официанты и бармены заслуживают хороших чаевых.
Итак, если вам все понравилось в обслуживании и хочется отблагодарить персонал, то возникает вопрос – сколько уместно и правильно по этикету оставить на чай? Это зависит от того, как заведено в стране пребывания. В США, например, давать чаевые не просто заведено, там самая большая принятая сумма чаевых — 15, а то и 20%. В Израиле и других странах норма – это 10% от счета. Во Франции и Австралии скорей заплатят в ресторане деньги ровно по счету. В Японии же и вовсе вас не поймут, если вы попытаетесь оставить деньги персоналу.
В России, строго говоря, нет устоявшихся правил на этот счет, и вы вправе в каждом случае решать сами. Если на столе было чисто, блюда подавались вовремя, напитки открывались аккуратно и элегантно, вам улыбались и давали хорошие рекомендации по выбору — почему бы не оставить хорошие чаевые, особенно если бюджет позволяет. Неприятна скупость людей, которые могут себе позволить сделать дорогой заказ, но после расчета забирают даже мелочь от сдачи. Ведь с вами поработали хорошо, а хорошая работа должна неплохо оплачиваться. Если у вас достаточно скромный заказ, и вы ограничены в средствах, обратитесь к старой английской легенде и оставьте ровно «на чай», а цена на чай в большинстве заведений колеблется в пределах 120-200 рублей.
Так или иначе, в большинстве случаев чаевые для персонала – это не шальные деньги, и достаются они совсем не легко. Поэтому судите объективно, доброжелательно, и лишний раз не скупитесь.
Источник №1: http://piligrimcafe.ru/